IGor (ig) wrote,
IGor
ig

Петербург: 90-е "Театр Нерешенных проблем"

Оригинал взят у cyberkill в Кинотеатр "СЕВЕР" . Конец истории ТНП.

В связи с тем, что под снос пошёл соседний с моим дом, в котором были кинотеатр "СЕВЕР" и позже "Театр Нерешённых Проблем", решил я повторить свой старый пост, с изменениями, фотографиями и дополнениями.

Оригинал поста ноября 2007 до изменений, с комментариями - тут



Попробую рассказать историю здания бывшего кинотеатра "Север".

Я слышал, что это здание было первым в Петербурге, построенным именно как кинотеатр. Другие старые кинотеатры обычно располагались в переоборудованных под показ фильмов залах. До революции кинотеатр естественно назывался "Нордъ", "Север" он стал в тридцатые годы.
Во время блокады кинотеатр работал. Говорили, что иногда тапёром на сеансах в ту пору играл великий Шостакович, но эти слухи документально не подтверждены. Скорее всего, это из разряда "Городских легенд"...

В 1976 году, когда мне было лет пять, бабушка водила меня на мультики в этот кинотеатр. В фойе, задрапированом тяжёлыми бордовыми бархатными шторами, справа и слева стояли буфетные стойки. Буфетчицы в белых фартучках и кружевных наколках на голове продавали шоколадные конфеты, бутерброды, и песочные кольца с орешками.

В буфете можно было купить соки и "пепси-колу", ленинградского разлива в бутылочках 0.33. Но самое главное, перед входом в кинозал, стоял северный олень в натуральную величину! Тот самый олень, который снимался в фильме по сказке Андерсена "Снежная королева". По тем временам высокотехнологичное устройство. Олень был роботизированый, шевелил ушами и головой, мог открывать и закрывать рот. Натуральная оленья шкура уже тогда была крепко побита молью, и кое-где потёрлась. Дети не могли удержаться, чтобы не погладить этого красавца по меховому боку...

Говорили, что потом этот робот украсил собой музей "Арктики и Антарктики", но так ли это - я не знаю.


Кинозал был небольшим, кресла были однако, жёсткими. Вдоль стен, под потолком, были гипсовые барельефы с изображениями на мифические темы древней Греции. Козлоногие сатиры и фавны играющие на флейтах, дивные звери и птицы.

Так же были места на балконе, но там помню, было невыносимо душно. После сеанса публика выходила из зала через две больших двери, на Обводный канал.
В 1979 году кинотеатр был закрыт. Городская легенда гласит, что кино прикрыло КГБ, что якобы, в темноте зала, подлые шпионы обменивались информацией.
Так это или нет, но простоял кинозал заколоченным и неиспользуемым целых 12 лет. Отгремела Олимпиада-80, сменилась толпа вождей, грянула перестройка.

Однажды в 1991, кажется, году, у дверей позабытого и заброшеного кинотеатра стало происходить какое-то шевеление.

Проржавевшую вывеску "кино СЕВЕР театр", угрожавшую падением на прохожих, наконец убрали с фасада, и на её месте появился чудовищный белый транспарант, на котором красной масляной краской было написано "Театр Нерешённых Проблем", ТНП.

Наступило время власти поэтов, музыкантов и художников.

В прессе, кажется в Ленинградской правде, появилась статья о том, что некий господин Поляков, художник, пешком решил дойти до Москвы, до М. С. Горбачёва, уподобившись ходокУ, и говорить с ним о судьбах нонконформистского искусства Санкт-Петербурга. А тем временем, в ТНП готовились к открытию первой выставки. Стояла зима, и вокруг здания росли кучи мусора, вынесенного из заброшенного кинозала. Кучи обнесли полосатой ограничительной лентой, и назвали весь этот хеппенинг просто и незатейливо - "Выставка мусора".

Для контуженного перестройкой населения такой перформанс был вновинку, и народ шёл поглядеть, поприкалываться.
В центре всего этого безобразия возвышался Поляков, мужик плотного телосложения и богатырского роста. Вокруг порхал Кира Миллер, и ещё целый сонм разнообразного мелькающего в питерских галереях народу. Зима, морозный солнечный день, и кучи "экспонатов". Ошалевший мент неподалёку, на его лице выражение: "Чё вообще происходит?!"...

Через пару месяцев ТНП пригласил народ на выставку художника по имени Борис. (Борис Борисович Филиппов). Его масляные холсты были писаны в интересной, крупной технике, яркими мазками. До сих пор не выходит из памяти его "Апельсин". Яркое, чудное полотно. На заднем плане сияющее от счастья лицо, рука, держащая жаркий оранжевый шар апельсина... Позитив просто перехлёстывал через край!

В зале было холодно. Публика переходила от картины к картине, изо ртов шёл пар. Тут же в зале - автор. В чёрном берете и длинном шарфе. Бородка а-ля Арамис, и попыхивающая трубка.

Потом обьявили банкет. В зал внесли несколько вёдер варёной в мундире картошки, несколько мешочков солений, (огурчики, помидорки) и ящик водки. Все расположились вокруг фуршетных столов, и стали знакомиться, отогревая озябшие руки о картофелины...

Статус ТНП того времени можно было определить одним словом - сквот. Незаконно захваченное нежилое помещение. Однако, дальновидные менты из 11 отделения милиции, на "земле" которых стоял кинотеатр, рассудили здраво: Чем иметь себе головную боль, и приглядывать за этими руинами самим, проще отдать здание хоть какому-то хозяину, или организации, и потом - если что - с него и спрашивать.

В конце Поляковского периода постоянно жил в "Севере" Женя Шабалин. Затем, Полякову эта тема стала мало интересна, народ тусоваться перестал и здание благополучно опечатали.

Прошло время. Шабалин с компанией (13 чел.) зарегистрировал общественную организацию под названием "ТНП" и, пользуясь тем, что ее адресом значился "Север" въехал в него. Попутно решил и "свою проблему вписки" ибо жить ему было не особо где.

Вскоре в "Север" вписался Борис Борисыч, который устроил выставку, а попутно жил в угловой комнате, где сейчас магазин. Затем некоммерческую организацию "Театр Нерешённых Проблем" возглавили близнецы братья Рослики.
Вокруг них объединилось большое количество творческого народа. Музыканты, художники, просто тусовщики. Собирались в бригады, приводили в порядок помещение, красили и шпаклевали стены.
Помещение было настолько запущено, что грибок, поразивший стены, так и не удалось тогда вывести, хотя мощная тепловая пушка трудилась круглосуточно.
Помещение кинобудки было отдано в распоряжение группы "Живая рыба", в ней играл Миша Ямпольский. Они стали делать ремонт, и строить студию. Однажды в этой студии вспыхнул пожар. Стены там были отделаны для звукоизоляции решётками из-под яиц. Что-то коротнуло, искра, пожар. Ребята "попали" на инструменты, хранившиеся в студии.
Этот пожар, тем не менее, вызвал резонанс в городской прессе. Пострадавшие музыканты утирали слёзы газетными вырезками. В нескольких из них упоминалось название группы, и это хоть немного согревало.
Музыкальное направление стало развиваться. В подвале, в большой квадратной комнате, стала репетировать группа "Диво".

Через эту студию прошло огромное количество команд. В свободное от репетиций время точка сдавалась под репетиции другим группам. Олег Юрич Советов жил там, и ухаживал за точкой, по мере сил. Постоянными гостями была группа "Взрослые дети". Дима Добровольский, Витя Бредихин, Дима Потапов... Сыграно, спето и выпито было немало. Особенно много было конечно выпито.
В те годы в Россию стали ввозить "Second Hand", и в большом зале открылся огромный магазин ношеных вещей. Кое-что из купленного тогда барахла я ношу до сих пор. Потом магазин свернули, и стали готовить зал к проведению концертов на большой сцене.

До этого концерты проходили в переоборудованном фойе, на временной сцене, сколоченной на месте лестницы, ведущей в кинозал. На той чёрно-белой фотографии, что висит на верху, люди стоят как раз на ней.

Миша Осипов, в то время басист "Взрослых детей", подался в бизнес. Он стал привозить из города Иванова ситцы. И при входе в ТНП открыл лавку "Ивановские ситцы". Тряпки пользовались спросом, а Мишка смог учиться ведению бизнеса.

Правда, нормой была така история: после удачной продажи и подбития бабок Мишка появлялся в ТНП. За ночь пропивался практически весь "гешефт". Утром незадачливый бизнесмен лечил чугунную голову пивом, грустно глядя на последнюю чудом сохранившуюся "трёшку"...

Балкон был отгорожен от главного зала. Туда имелся отдельный проход с улицы, по очень крутой и тёмной лестнице. В этом помещении был организован концертный зал. Чуть позже, то, что было кинобудкой было переоборудовано в бар. Получившийся клуб был назван "Гора" потому, что перепад уровня пола в зале составлял чуть ли не целый метр! Поэтому постоянно было ощущение, что стоишь на горке.



В "Горе" начинали свои выступления многие современные группы и музыканты. "Король и Шут", "Пилот", "Кукрыниксы", "Колыбель". Выступали и состоявшиеся музыканты - Слава Задерий, Андрюха "Свин" Панов, и многие другие.

Главным специалистом по электрическим сетям ТНП был Дима Верстуков. Меня до сих пор удивляет, как он умудрялся поддерживать порядок в этом потрясающем бардаке! Такое положение дел длилось около трёх лет.

Управляющим клуба, по части музыки был Миша Дубов. Великий и ужасный Дубов, который играл в те времена в частности с "АУ" на басс-гитаре, и позже с "Минтрейторс". При Дубове был сделан первый концертный зал, в мраморном фойе. Маленький и неудобный, он проработал почти год. Вот он то и получил название "Норд", которое прилипло, и в разговорах часто упоминалось, внося путаницу...

(На этом снимке Дубов - в центре)



А потом братья Рослики познакомились и стали сотрудничать с человеком, который коренным образом изменил ситуацию в клубе.
Его имя было Александр Петрович Фомин, все звали его "Петрович". И он заменил Мишу Дубова на должности управляющего клубом.
Петрович развернул бурную деятельность. Первым делом он быстро и незаметно "подсидел" Росликов и всех сочувствующих им. Старая гвардия была слита, и больше не могла помешать.

Петрович привлёк инвестиции, крепко вложился в ремонт и переоборудование здания. Большой зал был освобождён от покатого деревянного пола, был залит пол ровный, бетонный.

Сцена сколоченная из хорошей доски, звук, свет.



Так появился в ТНП клуб "Полигон". Фавны и сатиры с гипсовых барельефов бесшумно наблюдали за суровыми чуваками, извлекающими из своих инструментов чудовищный грохот.

Тем временем, с Лиговского проспекта был восстановлен вход в подвал. Музыканты группы "2Самолёта" организовали в отремонтированном помещении клуб "Нора". Маленькая барная стойка, десять столиков, небольшой но громкий танцпол. Прямые поставки рейва из Европы. Любимая шутка того времени: "Блюз, это когда хорошему человеку плохо. А рейв - это когда плохому человеку - хорошо!"

Частенько заходила Наташа Пивоварова, основательница группы "Колибри", трагически погибшая осенью 2007 в автокатастрофе в Крыму.



Отточив организацию бизнеса на "Норе", "2Самолёта" использовали впоследствии этот опыт при создании клуба "Грибоедов".
Так и жили. В сквере со стороны обводного, у входа в "Гору" тусовались суровые люди в косухах и при ирокезах, а часам к двум ночи со стороны Лиговки подъезжали тачки любителей "кислотного бита". Причём никаких конфликтов между ними НИКОГДА не было! Ни то что - мордобой, вообще никаких косых взглядов. Ничего!
Порой вдоль фасада ТНП выстраивались мотоциклы. Это означало, что в "Полигоне" гуляют байкеры и играет тяжёлый рок.

Петрович в то время он был барабанщиком группы НЭП, параллельно менеджировал группу SS-20 и кого-то ещё. У него, действительно, возникли серьёзные финансовые проблемы (впрочем, дело для середины 90-х обычное) и он сбежал от них в США, ныне живёт в Нью-Йорке, жив-здоров, одно время играл в американской русскоязычной группе INTERZONA.

Через некоторое время ТНП стал хиреть и загибаться, и агонизировал совсем. Дверь бывшего кинотеатра снова заколотили досками крест накрест...
Пару раз в него забирались бомжи, пару раз он горел. В конце концов, году в 2005 здание отдали торговой компаний "Сарис". Они целиком отремонтировали и переоборудовали здание. Более того: главный зал теперь разделён на два этажа. На первом - рынок, овощи, мясо, молочные продукты. На втором - шмотки.
В этом здании я смотрел мультфильм "Бременские музыканты" и "Старика Хоттабыча", слушал рок, нашёл многих своих друзей, стоял за барной стойкой, впрочем, бывало и лежал под барной стойкой. Из выпитого нами там можно составить грузовой состав...

Теперь я покупаю там овощи и сметану для салатов, табачная лавка, на месте "Ивановских ситцев" торгует самыми дешёвыми сигаретами на Лиговке. Сапожки для дочки я покупаю в помещении, где была "Гора". Гипсовые фавны и козлоногие сатиры остались лишь в моей памяти, где то рядом с роботизированным оленем, и шоколадными конфетами "Мишка на севере"...

На фасаде вывеска: "Лиговский рынок".

Здание бывшего кинотеатра "Север" расположено по адресу: Лиговский проспект, 153. Прежде здание кинотеатра "Север" считалось объектом культурного наследия, однако в августе 2004 года КГИОП исключил его из списка памятников.

P.S.

Питерская станция метрополитена "Обводный канал" обретет выход на поверхность. Вестибюлю метро уступит место здание бывшего кинотеатра "Север". Этот дом арендует до 2011 года торговая компания "Сарис".

"Сначала, конечно, станция будет сквозной, но выход на поверхность запланирован, он расположится на углу Обводного канала и Лиговского проспекта", – пояснил Николай Константинов. По его словам, придется снести находящееся на этом участке здание бывшего кинотеатра "Север".
Решение о сносе этого объекта правительство северной столицы приняло еще в феврале 2005 года, однако отдать освободившуюся площадку под вестибюль метро чиновники окончательно постановили только сейчас.

Генеральный директор "Метростроя" Вадим Александров поделился, что пока конкретной информации по этому вопросу он не получал. "Я не могу вам сказать, где конкретно заказчик захочет разместить вестибюль. Мы как генеральные подрядчики выполним любую его просьбу. Наше дело строить", – отметил Вадим Александров. По его словам, выход на поверхность у станции метрополитена "Обводный канал" может появиться к 2010 году.

А теперь начинается новейшая история. Сегодня вышел я из дома, за сигаретами, и - что ж я вижу?!
В общем его и правда совсем снесли.

Tags: 90-е, spb.lol, Ленинград, Петербург, авангард, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment